Главная > Вопрос батюшке

Вопрос батюшке

На этой странице Вы всегда можете задать свой вопрос протоиерею Петру Гурьянову,  настоятель храма в честь Иконы "Всецарица".
Аноним
Батюшка, мой вопрос наверное будет совсем странный, но все же спрошу, когда я молюсь и читаю молитвы на меня "нападает" зевота, при чем частая, а при чтении обычных книг или другого чтива, такого со мной не происходит. Что такое со мной?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер! Зевота имеет физическую и психологическую причины. Перед молитвой проветрите комнату, просто когда мы начинаем молиться, мозг работает в более интенсивном режиме и организм нуждается в большем количестве кислорода поэтому и школьники, студенты в душном классе зевают. Если зевота появляется, подавляйте ее; несколько раз глубоко вдохните.
Главное чтобы вы не начали зевать при чтении моего ответа :)
Аноним
Батюшка, скажите! Мы с женой выцеркавленные. Соблюдаем посты, в том числе малые. Нас интересует в какие дни желательно отказаться от близости?
Протоиерей Петр Гурьянов
Здравствуйте! Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения — подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма. Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (Кор. 7, 5-6).

Супружеское воздержание в пост возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по взаимному согласию. Об этом говорил еще апостол Павел: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”(1Кор.7:5). Эти очень мудрые апостольские слова нам следует помнить.
Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
Наталья
Батюшка, у меня в Израиле скоропостижно скончался добрый друг. Он быд иудей.
Можно ли ему заказать обеденку в нашей церкви?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер Наталья! Если он был крещенным в православной традиции, то можно и даже нужно. Но, если он не был крещен, то тоже можно. Но.... Как ?

Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь.

Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов.

Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия.

Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4). Причем заметим, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещеных людях.
Если же вы хотите подать записочку в храм, то поставьте напротив его имени (к примеру, некр., т. е. «некрещен», или «ушел в секту», «ушел в раскол», «крещен в католичестве» и т. д.), чтобы батюшка знал о том, что в подобных случаях делать.
Аноним
Здравствуйте! Мы с мужем повенчаны. Но потом случился у нас развод и у мужа была другая семья. Сейчас мы опять вместе, растим детей. Второй брак у него расторгнут.считаемся ли мы по церковному все ещё мужем и женой?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер! Ваш венчанный брак сохранился. Вы по-прежнему супруги перед Богом. Вашему мужу обязательно нужно покаяться на исповеди и также вам необходимо снова расписаться в ЗАГСе.Помоги вам Бог.
Игорь
Батюшка! Подскажите, как правильно поступить. Моей дочери почти три года. К Причастию положено приступать на голодный желудок. Но ребёнок не всегда может выдержать пост. Можно ли ее кормить молочными продуктами, фрукты? Сколько по времени нужно тогда ребёнку до причастия воздержаться от пищи?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер Игорь!
По церковной традиции дети до 7 лет могут причащаться без поста и исповеди, если ваш ребенок может выдержать богослужение не вкушая пищу, то это похвально, но если здоровье ребенка не позволяет, то лучше его покормить легким завтраком, иначе ребенку просто станет плохо в храме.
Можно "готовить" ребенка как угодно, задавать ему различные меры поста и молитвы, приводить на голодный желудок. Но результат причастия будет зависеть не от этого, а от того, какой пример духовной жизни он видел от Вас в эти дни. Не детей нужно готовить, а готовиться с ними к причастию. Готовиться всей своей жизнью, всеми своими мыслями, словами, делами...
Ольга
Отец Петр, у меня вопрос по чтению Псалтири.
Порой у меня есть время прочитать буквально один Псалом. А молитвы перед чтением Псалтири гораздо длиннее этого одного Псалма, и их чтение занимает гораздо больше времени, чем чтение слов из Псалтири.
Всегда ли читать эти молитвы обязательно? Или может есть короткая молитва, как перед прочтением Евангелия? И примерно такой же вопрос с молитвами после прочтения Кафизмы или одного Псалма? Есть ли короткая молитва? Или обязательно читать все молитвы после?
Протоиерей Петр Гурьянов
Здравствуйте Ольга!Молитвы перед чтением Псалтири читаются всего лишь один раз. То есть , вы прочитали начальные молитвы и спокойно читаете Псалмы до тех пор пока не закончите всю Псалтирь. А вот , молитвы после прочтении нескольких кафизм можно прочитать, но это на усмотрение самого молящегося. Обычно по традиции читают после прочтения всех кафизм, они указаны в конце Псалтири. Помощи Божей вам и вашим близким :)
Аноним
Батюшка, как жить после аборта? Что-то съедает меня изнутри, мне кажется, я сама умираю... Как выбраться из этого состояния?
Протоиерей Петр Гурьянов
Спасает только покаяние. Станет легче после того, как Вы раскаетесь в грехе аборта и во всём, что мучает душу. Боль не исчезнет мгновенно, потому что грех очень тяжкий, смертный. Так его называют, потому что он наносит душе смертельную рану...
Мне приходится очень часто разговаривать с женщинами, совершившими аборт, и все они признаются, как что-то их разрушает изнутри. Тяжело дышать, невозможно ничему радоваться и жить полноценно после пережитого ужаса. Нерожденный малыш снится ночами, слышится его голос, но его уже никогда не вернёшь и очень холодно под сердцем. От этих историй становится страшно, и я часто повторяю, что на крови своих детей счастье не построишь.
Правильный выход только один - воцерковление. Душа находит настоящее утешение только в Боге и храме, в молитве и таинстве Причастия... Важнее этого ничего нет. Только Христос, Сам безгрешный, но принявший крестную смерть за грешных людей, может помочь нам в нашем страдании, исцелит от греха и боли. Нужно всем сердцем захотеть быть с Господом и подтвердить это желание своей жизнью.
Конечно, нужны добрые дела. Знаю одну женщину, которая сама пережила аборт, и вот уже много лет ходит в женскую консультацию, работает в соцсетях, везде и всюду отговаривая сотни женщин от этого страшного поступка. На мой вопрос, как она узнает тех, кто хочет совершить аборт, говорит, что это видно сразу - боль в глазах не спрячешь. Но самое главное - молитва! Нужно беречь свою душу от грехов и много-много молиться за себя и всех женщин, совершивших аборт, за мужчин, не остановивших это зло, чтобы Господь простил и помиловал...
Аноним
Батюшка, мне грустно, настроения нет. Сегодня праздник, а мне даже цветочка никто не подарил. У одних охапки роз, у других ни одного тюльпанчика. У кого-то отбоя нет от женихов, романтические свидания, все дела, а кто-то один в этот день. Видно, какая-то я неуспешная женщина, никто меня не любит. И как вообще относиться к этому 8 марта? Один батюшка сказал, что это праздник феминисток и блудниц.
Протоиерей Петр Гурьянов
Ну что за потребительское отношение? Мне не подарили. Мне грустно. Меня никто не любит. Сами дарите, любите и радуйте, тогда и на душе будет радостно! И разве «успешность» женщины определяется количеством цветов и мужчин? Думаю, что чистота и благородство превыше всего. Храните душу от зависти и осуждения, блудных грехов и всякого рода зла, тогда и печали не будет. В минуты грусти всегда молитва утешает.
Что же касается праздника, не стал бы я так горячиться. Сегодня наблюдал одну картину, как старенький дедушка выбирал цветочки для своей супруги. Разговорились, они полвека вместе. Живут очень бедно, но счастливо. Это ли не чудо? Раз в год на праздник весны он дарит ей тюльпаны. И если этот день – добрый повод порадовать близкого человека, разве это плохо? Когда дарят цветы и поздравляют с весной, тут, знаете, всем абсолютно все равно до каких-то там революционерок-феминисток, основательниц этого праздника. Кто о них вообще вспоминает, когда, к примеру, дети дарят цветы и свои рисунки мамам, читают стихи и пекут праздничный торт?
Бывает, что некоторые православные люди яростно отрицают все светские праздники. Осуждать – удобная позиция. Но ты предложи тогда что-нибудь взамен! А то бывает, что "особо православные" мужчины и 8 марта цветочка не подарят, и день жен-мироносиц при этом игнорируют. Экономно, но не благородно это. А мы вот на приходе, бывает, после литургии и без повода женщинам дарим цветы, а детям конфеты. Давайте друг друга любить и радовать каждый день и просто так!
Аноним
Батюшка, моё сердце разбито. Я расстался с девушкой. Навсегда. Не могу представить, что с ней сейчас кто-то другой. Я бы всё отдал, чтобы она была рядом. Не могу жить без неё. Мы даже в храм ходили вместе. Я был неверующим, но с ней все изменилось. Зачем она выбрала другого? Как запретить себе любить и забыть всё, что между нами было? Зачем тогда вообще Бог нас познакомил, если нам не быть вместе? Как мне ее вернуть?
Протоиерей Петр Гурьянов
Любить - это не значит обладать. Любить - значит желать счастья тому, кого любишь. А что, если она будет счастлива с другим? Нужно радоваться её радости и уважать её выбор. Но если Вы настаиваете на своём, то любите не её, а себя. А это гордость. Господь же говорит нам совсем о другой любви... Любви к ближним, в которой отсутствует самолюбие и всякий грех. О любви чистой и жертвенной, которое не требует своего. Не нужно требовать «любви» взамен. Это не любовь в таком случае, а страсть. Нередко мы хотим, чтобы нам самим было хорошо, не думая о благе ближнего. Опасно доверять своим чувствам и желаниям, предаваться иллюзиям, мечтаниям, греховным, зачастую.
Просто доверитесь Богу, который знает, как лучше для всех. Правильнее будет смириться и принять происходящее, как наилучшее благо для вас обоих. Можно ведь любить тихо мирно в тайне. Молиться за неё, желать и делать добро, помогать как-то незаметно, если ей нужна помощь, быть словно Ангел Хранитель незаметным, но молитвенно всегда рядом. Если Вы готовы так любить, не требуя ничего взамен, понимая, то скорее всего, в вашем сердце действительно настоящее доброе и светлое чувство.
Возможно, в семейной жизни с этой девушкой Вы бы не нашли счастья и покоя, и Господь Вас уберёг. Это не значит, что она плохая или Вы плохой, просто у каждого свой путь. И, может быть, хорошо, что так вышло. Я думаю, что и она молится о Вас, храня добрые чувства в сердце. Расставаться надо по-доброму с благодарностью, сохраняя в памяти только хорошее. Любая встреча не случайна. Может, Бог познакомил вас, чтобы Вы пришли к вере, научились любить по-настоящему... Не переживайте, Господь да утешит Вас, всё управит во благо и Вы непременно обретёте своё счастье!
Аноним
Как молиться на чтении канона покаянного Андрея Критского – на коленях или стоя?
Сам канон читают стоя, а “Душе моя, душе моя” (после Песни 6) читают, стоя на коленях. Также с земными поклонами на службе, во время которой совершается чтение канона, читают молитву преподобного Ефрема Сирина.
Протоиерей Петр Гурьянов
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь иной раз, начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
1. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени.
2. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
3. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
4. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.
О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя». Поясными поклонами , поскольку именно таковыми считаются упоминаемые в Типиконе «метания». Следует помнить, что правильный поясной поклон совершается так, чтобы пальцами руки дотронутся до земли или пола.
Более подробно вы можете узнать в Типиконе, "О поклонах во дни Святой Четыредесятницы" или в Уставе о земных поклонах.
прот.
Задать вопрос
Подробнее
Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!