Главная > Вопрос батюшке

Вопрос батюшке

На этой странице Вы всегда можете задать свой вопрос протоиерею Петру Гурьянову,  настоятель храма в честь Иконы "Всецарица".
Фатиния
Добрый день, батюшка! Хочу исповедатся и причастится, только не знаю как это делать правильно.
Протоиерей Петр Гурьянов
Здравствуйте! Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»[1].

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)»[2].

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».
Священник Павел Гумеров

5 августа 2009 г.
Аноним
Батюшка, доброго дня! У мамы болезнь, врачи не могут разобраться с диагнозом, подозревают онкологию, но возможно и нет. Прошу Вас помолитесь о здравии и исцелении рабы божьей Ларисы перед иконой Всецарицы и Пантелеймона. Если можно, Спаси Бог
Протоиерей Петр Гурьянов
Здравствуйте! Да, конечно. Помолюсь, как умею. По возможности пусть ваша мама причащается, как можно чаще и обязательно пособоруется.
Аноним
Батюшка, мой вопрос наверное будет совсем странный, но все же спрошу, когда я молюсь и читаю молитвы на меня "нападает" зевота, при чем частая, а при чтении обычных книг или другого чтива, такого со мной не происходит. Что такое со мной?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер! Зевота имеет физическую и психологическую причины. Перед молитвой проветрите комнату, просто когда мы начинаем молиться, мозг работает в более интенсивном режиме и организм нуждается в большем количестве кислорода поэтому и школьники, студенты в душном классе зевают. Если зевота появляется, подавляйте ее; несколько раз глубоко вдохните.
Главное чтобы вы не начали зевать при чтении моего ответа :)
Аноним
Батюшка, скажите! Мы с женой выцеркавленные. Соблюдаем посты, в том числе малые. Нас интересует в какие дни желательно отказаться от близости?
Протоиерей Петр Гурьянов
Здравствуйте! Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения — подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма. Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (Кор. 7, 5-6).

Супружеское воздержание в пост возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по взаимному согласию. Об этом говорил еще апостол Павел: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”(1Кор.7:5). Эти очень мудрые апостольские слова нам следует помнить.
Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
Наталья
Батюшка, у меня в Израиле скоропостижно скончался добрый друг. Он быд иудей.
Можно ли ему заказать обеденку в нашей церкви?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер Наталья! Если он был крещенным в православной традиции, то можно и даже нужно. Но, если он не был крещен, то тоже можно. Но.... Как ?

Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь.

Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов.

Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия.

Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4). Причем заметим, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещеных людях.
Если же вы хотите подать записочку в храм, то поставьте напротив его имени (к примеру, некр., т. е. «некрещен», или «ушел в секту», «ушел в раскол», «крещен в католичестве» и т. д.), чтобы батюшка знал о том, что в подобных случаях делать.
Аноним
Здравствуйте! Мы с мужем повенчаны. Но потом случился у нас развод и у мужа была другая семья. Сейчас мы опять вместе, растим детей. Второй брак у него расторгнут.считаемся ли мы по церковному все ещё мужем и женой?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер! Ваш венчанный брак сохранился. Вы по-прежнему супруги перед Богом. Вашему мужу обязательно нужно покаяться на исповеди и также вам необходимо снова расписаться в ЗАГСе.Помоги вам Бог.
Игорь
Батюшка! Подскажите, как правильно поступить. Моей дочери почти три года. К Причастию положено приступать на голодный желудок. Но ребёнок не всегда может выдержать пост. Можно ли ее кормить молочными продуктами, фрукты? Сколько по времени нужно тогда ребёнку до причастия воздержаться от пищи?
Протоиерей Петр Гурьянов
Добрый вечер Игорь!
По церковной традиции дети до 7 лет могут причащаться без поста и исповеди, если ваш ребенок может выдержать богослужение не вкушая пищу, то это похвально, но если здоровье ребенка не позволяет, то лучше его покормить легким завтраком, иначе ребенку просто станет плохо в храме.
Можно "готовить" ребенка как угодно, задавать ему различные меры поста и молитвы, приводить на голодный желудок. Но результат причастия будет зависеть не от этого, а от того, какой пример духовной жизни он видел от Вас в эти дни. Не детей нужно готовить, а готовиться с ними к причастию. Готовиться всей своей жизнью, всеми своими мыслями, словами, делами...
Ольга
Отец Петр, у меня вопрос по чтению Псалтири.
Порой у меня есть время прочитать буквально один Псалом. А молитвы перед чтением Псалтири гораздо длиннее этого одного Псалма, и их чтение занимает гораздо больше времени, чем чтение слов из Псалтири.
Всегда ли читать эти молитвы обязательно? Или может есть короткая молитва, как перед прочтением Евангелия? И примерно такой же вопрос с молитвами после прочтения Кафизмы или одного Псалма? Есть ли короткая молитва? Или обязательно читать все молитвы после?
Протоиерей Петр Гурьянов
Здравствуйте Ольга!Молитвы перед чтением Псалтири читаются всего лишь один раз. То есть , вы прочитали начальные молитвы и спокойно читаете Псалмы до тех пор пока не закончите всю Псалтирь. А вот , молитвы после прочтении нескольких кафизм можно прочитать, но это на усмотрение самого молящегося. Обычно по традиции читают после прочтения всех кафизм, они указаны в конце Псалтири. Помощи Божей вам и вашим близким :)
Аноним
Батюшка, как жить после аборта? Что-то съедает меня изнутри, мне кажется, я сама умираю... Как выбраться из этого состояния?
Протоиерей Петр Гурьянов
Спасает только покаяние. Станет легче после того, как Вы раскаетесь в грехе аборта и во всём, что мучает душу. Боль не исчезнет мгновенно, потому что грех очень тяжкий, смертный. Так его называют, потому что он наносит душе смертельную рану...
Мне приходится очень часто разговаривать с женщинами, совершившими аборт, и все они признаются, как что-то их разрушает изнутри. Тяжело дышать, невозможно ничему радоваться и жить полноценно после пережитого ужаса. Нерожденный малыш снится ночами, слышится его голос, но его уже никогда не вернёшь и очень холодно под сердцем. От этих историй становится страшно, и я часто повторяю, что на крови своих детей счастье не построишь.
Правильный выход только один - воцерковление. Душа находит настоящее утешение только в Боге и храме, в молитве и таинстве Причастия... Важнее этого ничего нет. Только Христос, Сам безгрешный, но принявший крестную смерть за грешных людей, может помочь нам в нашем страдании, исцелит от греха и боли. Нужно всем сердцем захотеть быть с Господом и подтвердить это желание своей жизнью.
Конечно, нужны добрые дела. Знаю одну женщину, которая сама пережила аборт, и вот уже много лет ходит в женскую консультацию, работает в соцсетях, везде и всюду отговаривая сотни женщин от этого страшного поступка. На мой вопрос, как она узнает тех, кто хочет совершить аборт, говорит, что это видно сразу - боль в глазах не спрячешь. Но самое главное - молитва! Нужно беречь свою душу от грехов и много-много молиться за себя и всех женщин, совершивших аборт, за мужчин, не остановивших это зло, чтобы Господь простил и помиловал...
Аноним
Батюшка, мне грустно, настроения нет. Сегодня праздник, а мне даже цветочка никто не подарил. У одних охапки роз, у других ни одного тюльпанчика. У кого-то отбоя нет от женихов, романтические свидания, все дела, а кто-то один в этот день. Видно, какая-то я неуспешная женщина, никто меня не любит. И как вообще относиться к этому 8 марта? Один батюшка сказал, что это праздник феминисток и блудниц.
Протоиерей Петр Гурьянов
Ну что за потребительское отношение? Мне не подарили. Мне грустно. Меня никто не любит. Сами дарите, любите и радуйте, тогда и на душе будет радостно! И разве «успешность» женщины определяется количеством цветов и мужчин? Думаю, что чистота и благородство превыше всего. Храните душу от зависти и осуждения, блудных грехов и всякого рода зла, тогда и печали не будет. В минуты грусти всегда молитва утешает.
Что же касается праздника, не стал бы я так горячиться. Сегодня наблюдал одну картину, как старенький дедушка выбирал цветочки для своей супруги. Разговорились, они полвека вместе. Живут очень бедно, но счастливо. Это ли не чудо? Раз в год на праздник весны он дарит ей тюльпаны. И если этот день – добрый повод порадовать близкого человека, разве это плохо? Когда дарят цветы и поздравляют с весной, тут, знаете, всем абсолютно все равно до каких-то там революционерок-феминисток, основательниц этого праздника. Кто о них вообще вспоминает, когда, к примеру, дети дарят цветы и свои рисунки мамам, читают стихи и пекут праздничный торт?
Бывает, что некоторые православные люди яростно отрицают все светские праздники. Осуждать – удобная позиция. Но ты предложи тогда что-нибудь взамен! А то бывает, что "особо православные" мужчины и 8 марта цветочка не подарят, и день жен-мироносиц при этом игнорируют. Экономно, но не благородно это. А мы вот на приходе, бывает, после литургии и без повода женщинам дарим цветы, а детям конфеты. Давайте друг друга любить и радовать каждый день и просто так!
Задать вопрос
Подробнее
Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!