История Иконы Божией Матери «Всецарица»
Какие невзгоды не постигали бы человечество, Божия Матерь являла свои образы для преодоления любого из них. Лики Богородицы наполняют храмы и домашние молельни, напоминая, что помощь близко, стоит только остановить тщетную суету и обратиться к небесным сокровищам. Одно из таких сокровищ — прославленная в XX веке икона Божией Матери «Всецарица». Название «Всецарица» означает, что Пресвятая Дева — первая из женщин и дев, из всего человеческого рода, на земле и на небе.
История образа Пантанассы
Самое раннее чтимое изображение Богородицы, сидящей на троне в окружении Ангелов, появилось в Вифинии, в Тригилийском монастыре, основанном в 780 г. Ныне это город в Турции, на берегу Мраморного моря. От монастыря Пантовасилиссы остался храм в руинах, на стенах которого сохранилась часть фрески Богородицы.
В XIV веке другая икона Всецарицы была подарена Григориатскому монастырю на Афоне молдавским владетелем Стефаном Великим.
Какие невзгоды не постигали бы человечество, Божия Матерь являла свои образы для преодоления любого из них. Лики Богородицы наполняют храмы и домашние молельни, напоминая, что помощь близко, стоит только остановить тщетную суету и обратиться к небесным сокровищам. Одно из таких сокровищ — прославленная в XX веке икона Божией Матери «Всецарица». Название «Всецарица» означает, что Пресвятая Дева — первая из женщин и дев, из всего человеческого рода, на земле и на небе.
История образа Пантанассы
Самое раннее чтимое изображение Богородицы, сидящей на троне в окружении Ангелов, появилось в Вифинии, в Тригилийском монастыре, основанном в 780 г. Ныне это город в Турции, на берегу Мраморного моря. От монастыря Пантовасилиссы остался храм в руинах, на стенах которого сохранилась часть фрески Богородицы.
В XIV веке другая икона Всецарицы была подарена Григориатскому монастырю на Афоне молдавским владетелем Стефаном Великим.
Чудо, произошедшее от Пантанассы, стало поводом считать ее Защитницей от злых сил. Позже, в начале XX в, икона оказалась у известного Афонского старца Иосифа Исихаста. Ища уединения и подвигов, он часто переходил с места на место по святой горе. Образом Богоматери он благословил своих учеников и с тех пор икона находится в соборном храме монастыря Ватопед.
Всецарица в России
Еще большую славу Пантанасса приобрела, когда по молитве перед ней произошло несколько случаев исцеления от рака. Были сделаны списки для других афонских обителей, а в 1995 г. чудотворная икона из Ватопеда прибыла в Россию для поклонения. Здесь также был сделан список, помещенный в детском онкологическом центре в Москве.
Помощь от Богородицы детям началась незамедлительно: состояние всех больных значительно улучшилось, а одна девочка видела свет, исходящий от иконы. На праздник Богородицы икона стала мироточить, распространяя благоухание.
В 2005 г на Афоне был сделан еще один точный список с Пантанассы для женского монастыря «Всецарица» при онкологическом диспансере г. Краснодара. Игумен Ватопеда Ефрем засвидетельствовал идентичность образа и поставил на обратной стороне иконы благословение Святой Горы. Приложив список к 130 святыням Ватопедского монастыря, с великими почестями Всецарицу доставили в Краснодар, где от Царицы Небесной незамедлительно начала истекать благодатная помощь.
Всецарица побеждает болезни и колдовство
Народная любовь к образу Всецарицы растет, увеличивается число храмов в Её честь. Раковые и опухолевые заболевания, пугающие своей внезапностью и беспощадностью, отступают перед молитвой Богородицы, которую Она приносит за весь мир. К Её чудотворным образам стекаются люди, прежде неверующие, и получают облегчение. С приостановкой развития болезни появляются вера и силы совершать духовные подвиги.
Полезно. К Богородице Всецарице обращаются и за защитой от колдовства. Обладая недостаточной верой, некоторые люди боятся действий ворожей, колдуний и т.п., думая, что они способны нанести вред.
Божия Матерь не раз разрушала козни чародеев, показывая, как они слабы перед силой Божией. Молясь «Всецарице», любой христианин становится страшным для бесов и никакие злые силы не могут подступить к нему.
В Казанском храме г. Ростов-на-Дону на иконе вокруг Божией Матери изображены священномученик Киприан и мученица Иустиния — святые, побеждающие демонские козни.
Первым чудом от прибывшей в Россию иконы было исцеление от наркомании неверующего юноши. Несчастный повредился рассудком, вёл себя агрессивно. Мать молилась за него перед Всецарицей, заказала молебен и принесла домой святую воду. На удивление, вместо обычного крика и ругательств, парень попросил святой воды и выпил ее всю. После этого настроение его переменилось, он стал лечиться у нарколога и устроился на работу. Сейчас бывший наркоман благодарит Божию Матерь и помогает другим избавиться от зависимости.
Изображения и их значения
Интересно. Божия Матерь на иконе изображена в полный рост, на престоле, с Богомладенцем на руках. За престолом два Архангела. «Обратная перспектива», использующаяся при написании икон, означает обращение Божиего мира к человеческому. «Поля» иконы обозначают земной мир, а внутренняя часть — «ковчег» — мир Небесный.
Фон символизирует Божественный свет. Часто для изображения света используют золото, иногда его заменяют драгоценными минералами: малахитом, киноварью, лазуритом или охрой.
Нимбы и надписи
Вокруг головы Богородицы, Спасителя и Архангелов — круглые нимбы, на афонской иконе они украшены орнаментом. Круг — символ вечности, говорит о безначальности и бесконечности Бога. Крест в нимбе Младенца Христа — символ Спасения, свидетельство о победе над диаволом, грехом и смертью. Соединение круга и креста — напоминание о том, что Бог воплотился, чтобы распяться за людей на Кресте.
Возле голов Спасителя, Богородицы и Архангелов стоят надписи, указывающие, кто изображен на иконе. На VII Вселенском соборе было принято решение, что без имени не может существовать иконного образа. В древней церкви сам момент надписания являлся торжественным освящением образа.
Образ Богомладенца подписывается по греческой традиции — IC XC. Это первые буквы слов Иисус Христос, Образ Богородицы — МР, что в переводе с греческого означает Матерь Божия. В перекрестье нимба Спасителя буквы в переводе с греческого означают «Сущий» (Существующий вечно).
Одежда Богородицы
Богородица изображена в одежде, которую носили замужние женщины на Востоке в первых веках — наброшенном на плечи мафории, чепце, платье-тунике и сапожках. Мафорий — большое покрывало, надевался на голову и окутывал почти всю фигуру. Багряный, пурпурный цвет — символ патрицианства. Чепец одевался под мафорий, прикрывал волосы.
Туника — прямая узкая одежда с рукавами, перехваченными поручами. Поручи — деталь богослужебного облачения — символ служения всей Церкви (в лице Богоматери) Богу.
При жизни на земле Богородица одевалась скромно и украшений не носила. Золотые украшения и восседание на престоле, изображенные на иконе, передают царское величие Богоматери.
Три золотые звезды на мафории — символ «приснодевства» (вечного девства, до рождения Спасителя и после), Младенец, закрывающий Собой одну из звезд, символизирует рождение от Девы.
Жесты рук Пресвятой Девы всегда молитвенно обращены к Богу в молитве за весь мир.
Изображение Богомладенца
Богомладенец изображен в белой рубашечке (белый — цвет райской чистоты), с полоской другого цвета на правом плече и в золотистом хитоне. Эта полоска называется «клав». В Риме клав — признак патрицианства, принадлежности к высшему сословию, а на востоке, в Палестине — признак путника, совершающего паломничество в Иерусалим. Золотые штрихи на одеждах Господа — царственное достоинство Христа.
Интересно. Младенец Христос на православных иконах изображается в пропорциях взрослого человека. Это напоминает, что Господь всегда был совершенным Царём, Владыкой мира.
Правой рукой Спаситель благословляет всех молящихся, в левой держит свиток — образ Его Новозаветного Учения, Его проповеди, Его слова.
Архангелы
Архангелы изображены так, как они являлись людям — в образе прекрасных юношей с крыльями, в красивых одеждах, отделанных драгоценными камнями, с кудрявыми прядями волос. В волосах у них диадемы — украшения из драгоценных камней, маленькие венцы, указывающие на принадлежность Архангелов к свите Небесного Царя. Ленточки за их головой — «слухи» — означают, что Архангелы всегда слышат и исполняют волю Божию.
Архангел, изображенный справа от Богородицы, указывает рукой вверх. В иконописи этот жест означает призыв к покаянию. Архангел слева стоит в молитвенной позе, сложив руки на груди. На некоторых образах, в том числе на древнейшей фреске Тригилийского монастыря, есть надписи «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил».
Иногда вместо Архангелов изображаются святые.
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-vsetsaritsa.html